facebook

Країну треба будувати з людьми, а не з баранами

Це буде сумний піст. Чесний, але сумний.

Я знайомий із Сашком 30 років. Познайомилися ми з ним на книжковому ринку, який тоді був у приміщенні БК “Сучасник” (у простолюді – “сарай”), який частина старих киян знають як нічний клуб “Голлівуд”, а дуже новим киянам він відомий як нічний клуб “Фрідом”. Так, колись там у вихідні був книжковий ринок. Так ось, Сашко продав мені 91 року двотомник братів Стругацьких, видання “Московський робітник”. Не знаю, що Сашко тоді побачив в очах малолітки, який мріяв про цього двотомника, але він запитав, скільки у мене є. Я відповів, що 80 рублів, і це було правдою. І тоді Сашко “скинув” зі своєї ціни 25 рублів. То були величезні гроші. У результаті, я все ж таки став щасливим володарем двотомника. З тієї історії розпочалося наше спілкування. Сашко був інженером-проектувальником, а паралельно фарцював книжками. Він не лише перепродував дефіцитні книги, а й читав їх. І ми їх із ним обговорювали. “Діти Арбата” та “Білий одяг”, Чейз і Гарднер, “Світ-кільце” Нівена та “Винищувач відьом” Сапковського, а також багато іншого. Згодом наші відносини перейшли, з розряду покупець-продавець, у дружбу, незважаючи на те, що він був старший за мене. До речі, більшість моїх друзів значно старші за мене. Так склалось.

Далі текст мовою оригіналу.

Прошло много лет. Саша давно перешёл из книг в оптовую торговлю водкой “Распутин” и в строительство, и в 90-ых неплохо на этом заработал, параллельно вложив деньги в несколько проектов, но мы по прежнему с ним встречаемся за чашкой чая, чтоб поболтать о книгах. Правда, делаем это редко. Саша живёт в Германии. В определённый момент Саша оценил все происходящее в Украине и воспользовался национальностью жены, как средством для переезда в ЕС. А его дети с семьями живут тут. Саша долго и безуспешно пытается перевезти их к себе во Франкфурт. Но его дети хотели жить в Украине. Старший успешно управляет папиными активами в Украине, параллельно отслужил в АТО, получил две контузии и ПТСР. Младший, благодаря папе, получил образование в Кембридже и вернулся в Украину. Но уезжать из Украины они не хотели. Ни при Ющенко, ни при Януковиче, ни при Порошенко. А теперь решили уехать. Причина одна. У обоих появились дети. И теперь они хотят им нормального будущего. Прогнозируемого будущего. Даже в ущерб своему комфорту жизни в Украине. А в перспективы Украины они не верят. Потому что прагматики и видят уже что происходит и куда все идёт.

Обо всем этом мне рассказал Саша за стаканчики кофе, пока мы гуляли с ним по парку.

– Даже эти упертые бараны согласились, что тут нечего ловить, – констатировал Саша в конце разговора, – Давай посмотрим правде в глаза. Во главе страны баран, вокруг которого шакалы. Одни бараны за него проголосовали, но уже поняли, что лоханулись. Другие бараны боятся снять розовые очки и признать, что их банально развели на доверии. Как баранов. Третьи бараны голосуют за русских марионеток и воров.

– Саша, у тебя “бараны” – это слово паразит. Послушаешь тебя – так все бараны.

– Это не слово-паразит, а констатация факта. Но баранов же реально много. Я бы даже сказал, что очень много. Не были бы баранами, то не допустили бы такого п@здеца во всем. Ты посмотри, до какого состояния страну довели. Я ж тебе не про дыру в бюджете говорю. Нация стареет и вымирает. В бешенном темпе. Экологию убили. Воду загадили. Образование такое, что грустно, а медицина такая, что страшно. И при всем этом нет никакой национальной идеи. Потому что баранам она не нужна. Тут же цель почти у каждого сесть на поток или должность, снять бабла и свалить отсюда.

– Не у всех. Не обобщай. В людей надо верить.

– Я и говорю, что почти у всех. Ты же про себя?

– Не только про себя. Таких много.

– Сколько? Помнишь сколько голосов ты и такие, как ты, взяли на выборах? А как тебя отблагодарила твоя Троещина? Слава, верить можно в людей, а не в баранов. Людям нужны цель и лидеры, а баранам пастух и стадо, в котором их ведут на убой. Я рад, что малые поумнели и поняли, что надо переезжать. От большей части активов я избавлюсь. Продаю с дисконтом. А ты воюй и дальше. Я реально тебе буду аплодировать, если что-то у тебя получится. Но давай будем реалистами. Ты все еще хочешь быть украинским Гавелом и Ататюрком в одном флаконе? Сколько ещё таких, какие шансы, что вы сможете объединиться и какие перспективы у Украины? А люди хотят бороться и созидать или ждут, что за них кто-то все сделает? Ты ещё не замахался быть Дон Кихотом?

– Мне ближе Прометей.

– Тоже хреново кончил. Ладно, забыли про политику. Я сейчас перечитываю Ладлема. Давно его читал?

Мы продолжили нашу беседу о книгах. Я выкинул свой быстро остывший кофе, а в голове продолжает крутиться лишь одна мысль – сколько реально тех, кто готов еще что-то менять и сколько ещё молодых, умных, талантливых и перспективных людей разочаровались и ищут возможность удрать из Украины туда, где они считают, что им или их детям будет лучше? Потом мы попрощались и я, сев в машину, все это записал. И если честно, то мне сейчас не по себе от всего этого. Потому что когда уедут талантливые, инициативные и умные, то ведь реально шансов построить процветающую страну с теми, кто останется, будет немного. Потому что страну надо строить с людьми, а не с баранами. Тут, Саша прав. А те, кто уедут будут помогать стать лучше Польше, США, Германии, Британии, Израилю, Канаде и тем другим странам, которые могут дать им шанс на самореализацию и комфортную жизнь. Кто останется в Украине? И хватит ли их сил для возрождения государства? Или все же количество инфантильных сторонников популистов, любителей “русского мира”, ностальгирующих за совком патерналистов и граждан с пассивной гражданской позицией перевесит количество прогрессивных граждан и затем своей массой затянут Украину в трясину прозябания, обрекая государство на гибель?

Время покажет. Но если ситуация кардинально не изменится, то останется сесть на берегу Рио-Пьедра и заплакать. А можно не опускать руки и продолжать бороться. И второй вариант мне ближе. Потому что я не хочу уезжать. Не хочу чтоб мои дети уезжали. Не хочу, чтоб отсюда уезжали все умные и талантливые дети Украины. Поэтому не опускаю руки. И вы не опускайте. Шанс на выживание у Украины есть.

Этот пост я написал год назад. Сегодня мне позвонил Саша. Поздравил со всеми прошедшими праздниками и сказал, что видя процессы, происходящие в Украине, его малые не жалеют о принятом решении. Сказал, что это эта власть таки добьет Украину. Я ему ответил, что власть поменяется. Он согласился, что власть поменяется. А потом добавил:

– Избиратели тоже поменяются, Слава? И мотивация их выбора тоже изменится? У людей массово проявляется критическое мышление? Они уже не хотят халявы? Слава, ты живёшь надеждой на будущее. Это твой выбор. А я живу сегодняшним днем и уверенностью в завтрашнем. И это мой выбор. Буду искренне рад, если твои надежды реализуются. Но если избавишься от иллюзий, то увидишь каковы шансы на реализацию твоих надежд. Люди должны поменяться. А они не хотят.

Посмотрим, кто из нас прав. Время покажет. Но я хочу качественных перемен и я хочу испытывать гордость за достижения моего государства. А еще я устал от стыда за бесконечные факапы нашей власти.

Джерело.

Close